36
Монополистическая конкуренция §5 и поведение фирм на этом
рынке
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм,
тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на
свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть
действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация
продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта
своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях,
производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг
дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые
изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т.д.
Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве
товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной
выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное
расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие
купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким
магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т.д.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые
производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются,
строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как
наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама,
условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие
гарантийного ремонта и др. В условиях монопопистичес-кой конкуренции нет высоких
барьеров для вступления в
отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а
капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (D ) параллельна оси
абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой
отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при
совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень
эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа
конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).
Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены.
Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу
откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый
расчетливый и меркантильный покупатель.
Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической
конкуренции производится меньше продукта. В течение короткого промежутка времени
фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких
входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль,
приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в
длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни
прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).
В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем
при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило,
выше.