35
Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является
единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
1.2.2 Характерные черты
1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль,
состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем
данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и
отрасль – синонимы.
2. Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии
уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С
точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив.
Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
3. Заблокированное вступление. Если, по определению, чистый монополист не имеет
прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она
есть: существование монополии зависит от барьеров для вступления. Будь они
экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия
должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль,
если монополия собирается продолжать свое существование. Реальными барьерами,
препятствующими вступлению в отрасль, являются:
• Эффект масштаба .
• Исключительные права. В некоторых странах правительство предоставляет фирмам
статус единственного продавца товаров и услуг, но взамен на эти привилегии оно
сохраняет за собой право регулировать деятельность таких монополий, чтобы
исключить ущерб, который они могут принести немонополизированным отраслям и
населению.
• Собственность на важнейшие виды сырья.
Чи́стая монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся
наличием только одного продавца данного вида товара или услуги[1].
Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение
основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые
привилегии (лицензии)[2]. Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют
альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители[3].
Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых
сдерживается только риском снижения спроса.
Особенность монопольной цены
заключается в том, что она сознательно
отклоняется от реальной рыночной,
которая устанавливается в результате
взаимодействия спроса и предложения.
Монопольная цена является верхней или
нижней в зависимости от того, кто ее
формирует - монополист или монопсонист.
В обоих случаях обеспечивается выгода
последних за счет потребителя или
мелкого производителя: первый
переплачивает, а второй не получает
надлежащей ему части продукта. Таким
образом, монопольная цена являет собой
определенную "дань", которую общество
вынуждено платить тем, кто занимает
монопольное положение [18].
Отличают монопольную высокую и
монопольную низкую цены. Первую
устанавливает монополист, оккупировавший
рынок, и с ней вынужден мириться
потребитель, лишенный альтернативы.
Вторую формирует монопсонист по
отношению к мелким производителям,
которые тоже не имеют выбора.
Следовательно, монопольная цена
осуществляет перераспределение продукта
между хозяйственными субъектами, но
такое перераспределение, которое
основывается на внеэкономических
факторах. Но сущность монопольной цены
этим не исчерпывается - она отражает и
экономические преимущества крупного,
высокотехнического производства,
обеспечивая получения сверхизлишнего
продукта.