На главную

33

Сущность и виды конкуренции  

Конкуренция - противоборство, соперничество меж­ду производителями товаров и услуг за право получения максимальной прибыли; существование на рынке множе­ства Производителей и покупателей и возможность сво­бодного их выхода с рынка и входа на него.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложе­ния" со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фир­ма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое. Но существует ряд отраслевых рын­ков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяй­ственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, пред­лагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляю­щая часть продукции предлагается ограниченным числом ' фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих ру- | ках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции.

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия -прямая противоположность совершенной конкуренции (таблица 1). Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей, речь о которых пойдёт позже.

В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:

1.      С учётом охвата экономики  выделяются такие виды  монополистических организаций:

А) Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);

Б) Абсолютная монополия \ находится в руках государства или хозяйственных органов).

2.      В   зависимости   от   причин   возникновения   различают   следующие   виды монополий:

А) Естественная монополия  ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).

Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.) В) Искусственные монополии   Под  этим  названием  имеется в виду объединение предприятий,   создаваемое   ради   получения   монополистических   выгод.   Эти   монополии преднамеренно меняют структуру рынка

1.      Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

2.       Ограничивают     аутсайдерам     (предприятиям,     которые     не     вошли     в монополистическое объединение доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3.       Создают   очень   высокий   (по   сравнению   с   новыми   фирмами)   уровень технологий;

4.      Применяют более крупный капитал;

5.      «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.                              —

Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, сто существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.

Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца.

Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия - наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.

Чистая конкуренция

Характеризуется:

1.   Множеством мелких фирм.

 

2.   Однородностью продукции.

 

3.   Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

 

4.   Равным доступом ко всем видам информации.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется:

1.   Множеством мелких фирм.

 

2.   Неоднородностью продукции.

 

3.   Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

 

4.   Несколько ограниченным доступом к информации.

Олигополия (Дуополия)

Характеризуется:

1.   Небольшим числом крупных фирм.

 

2.   Неоднородностью (или однородностью) продукции.

 

3.   Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).

 

4.   Несколько ограниченным доступом к информации.

Монополия

 

Сайт управляется системой uCoz