16Методы государственного регулирования экономики
В современной экономической науке выделяют три группы
методов государственного регулирования экономики; правовые, финансовые и
социальные.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих
нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества и
др.), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов
общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями
и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д. В системе таких
регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное
законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры,
препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен)
государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её
инфляционные процессы.
Рыночная экономика не возможна без денежного опосредования движения товарных
ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только
государство. Вот почему в широком смысле «финансы» всегда представляют
государственно-организованную систему денежных отношений в обществе.
Уже одна эта функция объективно придает государству роль «регулятора» рыночной
экономики. Действительно размеры банкнотной (наличной) и депозитной чековой
(безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами
оказывают непосредственное влияние на динамику рыночных процессов (определяя
величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота
денежной единицы и её валютный курс).
В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых
регуляторов: налоги, дотации, инвестиции, кредиты, ставки учетного процента,
льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен,
финансирование крупных научно-технических программ, государственное
предпринимательство.
Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно
регулировать предпринимательскую деятельность.
Цель государственной инвестиционной политики - структурная перестройка экономики
и регулирование темпов экономического роста. Для ее достижения государство
применяет следующие методы: выделение бюджетных ассигнований на финансирование
целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую
прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.
Дотации - необходимый элемент государственных расходов, который не должен,
однако, в рыночной экономике превращаться в «универсальное» средство решения
экономических проблем.
Особым направлением в государственном регулировании рыночной
экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите
нуждаются практически все хозяйствующие субъекты, включая предпринимателей,
которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на
свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере
рыночной экономики.
В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления:
• гарантия минимума заработной платы;
• обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике
является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения
трудовых и предпринимательских доходов;
• индексация фиксированных доходов. Речь идет о частичном возмещении
государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на
потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных
доходов в соответствии с индексом розничных цен.
1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики:
— Соц-эк. Развитие постоянно усложняется за счёт роста многообразия интересов, увеличения числа видов ресурсов для их обеспечения: усложнение взаимодействия субъектов хозяйствования
— Рост значимости национальных, региональных условий хозяйствования, усиление разделения труда, интеграции в масштабах гос-ва и на межгос. Уровне
— необходимость социализации экономики
— неидеальность рыночного механизма, имеющего элемент стихийности, цикличность и кризисность её.
В соотношении рыночных и государственных регуляторов д/б сочетание и взаимодополнение, ибо их противопоставление м/привести к разрушению экономической системы.
2. В самом общем виде экономическая ф-ция государства включает обеспечение сохранности и умножение общенационального и региональных экономических потенциалов, безопасности развития общества, нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности и регулирование внешнеэкономической деятельности, т.е. выработка и осуществление экономической стратегии, а именно — решение проблемы формирования целей хозяйствования, выделение необходимых средств для её реализации в долгосрочном аспекте.
3. Конкретно:
— правовое обеспечение экономической деятельности во всех её видах, создание условий для развития рынка и рыночной инфраструктуры
— определение места государства в хозяйственной системе и проведение политики макроэкономической стабилизации
— организация денежного обращения
— производство общественных товаров и услуг (оборона, инфраструктура, наука, культура)
— минимизация трансакционных издержек (издержек эксплуатации экономической системы)
— минимизация негативных внешних эффектов (экология, катастрофы)
— рациональное перераспределение ресурсов и доходов в обществе (стабилизация социальных проблем)
— поддержка оптимального уровня занятости (вплоть до общественных работ)
— реализация национальных интересов в мировой экономике (конкурентоспособность национальной экономики)
— обеспечение функционирования социальной сферы, региональная социально-экономическая политика в интересах страны и регионов
— охрана экологии
4. Формы и методы государственного регулирования экономики:
— стимулирование рыночных сил и предпринимательства
— антиинфляционная политика
— конъюнктурное регулирование (воздействие на инвестиции)
— налоговое регулирование.
Формы — прямые и косвенные;
административные: закон, госсобственность, госзаказ, инвестиции, кредиты, лицензирование и т.д.
экономические: госбюджет и налоги, банковские нормы и ставки, денежная политика, антиинфляционные меры, валютная политика, внешнеэкономическая политика, таможенная политика, регулирование иностранных инвестиций (СП, займы и т.д)
социальные: социальная политика (решение проблем занятости и стимулирование социально значимых работ), финансирование образования, культуры, здравоохранения, страхования и т.д., а также стимулирование и поддержка негосударственных структур с аналогичными задачами.