На главную

15. роль гос-ва в рыночной экономике


В начале XX в. экономическай роль государства стала настолько значимой, что первая половина этого столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».
Современная экономика преодолев крайности альтернативного социального состояния (или «капитализм», или «социализм»), является «социально-рыночной» («смешанной»).
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство»)-институт, представляющий все общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему.
Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого «административного» решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен. * Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах: • при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);
• государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
• государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
• государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективней, чем в более «рыночную» форму оно облачено;
• особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (экспортно-импортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).
Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно-регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
• минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
■ создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
• обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

 

 

Сайт управляется системой uCoz