15. роль гос-ва в рыночной экономике
В начале XX в. экономическай роль государства стала настолько значимой, что
первая половина этого столетия вошла в историю как эпоха
«государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула
к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь
государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако
это привело только к возникновению «административно-командной экономики».
Современная экономика преодолев крайности альтернативного социального состояния
(или «капитализм», или «социализм»), является «социально-рыночной»
(«смешанной»).
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому
рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль
регулирующего центра может выполнить только государство
(«правительство»)-институт, представляющий все общество и обладающий правом
внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в
том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного
регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время
обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно,
что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в
«вечную» проблему.
Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики постоянно рождает
соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего
результат такого «административного» решения оборачивается лишь видимостью
преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет
государственного воздействия необходим и эффективен. * Общая стратегия
государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих
принципах: • при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным
формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно
финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают
частный бизнес (из-за малой прибыльности);
• государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать
развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к
искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
• государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна
способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
• государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективней, чем в более
«рыночную» форму оно облачено;
• особую значимость государственное регулирование приобретает в период
общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных
экономических отношений (экспортно-импортные операции, международная
специализация производства, валютные отношения).
Таким образом, современная рыночная экономика является
«государственно-регулируемой». Более того, именно государство превратилось
сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной
экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
• минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
■ создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного
функционирования рыночной экономики;
• обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых
в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными
средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.