104
Основные характеристики рынка недвижимости
Рынок недвижимости – это механизм, посредством которого соединяются интересы и права, устанавливаются цены на недвижимость.
Рынок недвижимости и уровень его развития характеризует развитие национальной экономики. В развитии рынка недвижимости в России можно выделить следующие этапы.
Первый, наиболее бурный период развития рынок недвижимости пережил в начале 90-х годов. Именно тогда появилось значительное количество бизнесменов и просто обеспеченных людей, которые захотели улучшить свои жилищные условия новым путем. То есть не ожиданием бесплатного муниципального жилья, не сложными схемами обмена, а просто покупкой квартир.
На втором этапе появляются первые нормативные акты, регулирующие риэлтерскую деятельность в России. Этот период характеризуется предоставлением значительных льгот, что при сохранении хорошей конъюнктуры позволяло получать хорошие доходы, что влекло в данный сегмент рынка новых предпринимателей. Начался рост цен на жилье, но квартиры стали продаваться значительно труднее, а покупатель стал привередливее.
Третий этап характеризуется превышением спроса над предложением, ужесточением законодательной базы, острой конкуренцией на рынке, что привело к падению доходов
Со второго полугодия 1999 года наступил новый этап развития рынка недвижимости России после августовского кризиса 1998 года - этап прекращения снижения цен, начала стабилизации и некоторого подъема.
Особенности рынка недвижимости
Локализация:
- абсолютная неподвижность
- большая зависимость цены от местоположения
Вид конкуренции:
- несовершенная, олигополия
- небольшое число покупателей и продавцов
- уникальность каждого объекта
- контроль над ценами ограничен
- вступление в рынок требует значительного капитала
Эластичность предложений:
- низкая, при росте спроса и цен предложение мало увеличивается
- спрос может быть очень изменчивым
Степень открытости :
- сделки носят частный характер
- публичная информация, часто неполная и неточная
Конкурентоспособность товара:
- во многом определяется окружающей внешней средой, влиянием соседства
- специфичностью индивидуальных предпочтений покупателей
Условия зонирования:
- регулируется гражданским и земельным законодательством с учетом водного, лесного, природоохранного и другого специального права
- большая взаимозависимость частной и других форм собственности
Оформление сделок :
юридические сложности, ограничения и условия
Стоимость:
включает стоимость объекта и связанных с ним прав
Рынок недвижимости оказывает большое влияние на все стороны жизни и деятельности людей, выполняя ряд общих и специальных функций: ценообразующую, регулирующую, коммерческую, санирования, информационную, посредническую, стимулирующую, инвестиционную, социальную.
Функционирование рынка недвижимости осуществляется его субъектами, к которым относятся: продавцы, покупатели, профессиональные участники, государственные органы.
Недвижимое имущество как товар – это объект сделок, удовлетворяющий различные, реальные или потенциальные потребности и имеющий определенные качественные и количественные характеристики.
Недвижимое имущество – наиболее долговечный товар из всех существующих, обеспечивающий надежность инвестиций, так как стоимость его со временем может возрастать под влиянием различных факторов.